Драматургия А.Н. Островского на сцене Нижегородского театра драмы: ретроспектива

Сегодня исполняется 200 лет со дня рождения Александра Николаевича Островского – великого русского драматурга, о котором другой замечательный писатель-классик И.А. Гончаров писал, что благодаря Островскому «у нас есть свой русский, национальный театр, который, по справедливости, должен называться: «Театр Островского».

ostr 200 1

У Нижегородского театра драмы, входящего в двадцатку старейших театров России, в этом году тоже юбилей: ему исполнилось 225 лет. А это значит, что когда появились первые пьесы А.Н. Островского, то есть с начала 1850-х годов, они могли бы активно присутствовать в репертуаре театра. Но…

Александр Серафимович Гациский, видный общественный и земский деятель XIX века, нижегородский писатель, в том числе написавший первую книгу по истории Нижегородского театра, отмечал, что пьесы Островского редко появлялись в его репертуаре «по причине отсутствия в труппе достойных исполнителей». Это не совсем так. Речь, скорее, идет о конкретных амплуа. Тем более что утверждение о труппе опровергает сам А.Н. Островский, который в конце 40-х годов XIX века, будучи командирован по делам службы в Нижний Новгород, видел игру нижегородских артистов в Ярмарочном театре. Здание театра ему, правда, очень не понравилось, в своих Дневниках он описывает его как дощатый балаган из досок (некрасивый и снаружи, и внутри), но… игру актеров будущий великий драматург похвалил. Вот что он пишет о любимце нижегородской публики артисте Владимире Трусове: «Является Трусов (в роли кофейного служителя), и первый выход его начинает мирить меня с ярмаркой. Развязность, знание сцены, хороший голос, приятная наружность – да это хоть бы и в Москве!... Прочие не портили».

Владимир Максимович Трусов, 1816-1879, выходец из крепостных князя Шаховского, без образования, полуграмотный, был не только талантливым актером, но и режиссером
Владимир Максимович Трусов, 1816-1879, выходец из крепостных князя Шаховского, без образования, полуграмотный, был не только талантливым актером, но и режиссером

Дело было не в труппе, а в том, что Островский, как представитель критического реализма, никак не укладывался в рамки старого театра. Многие его пьесы, в том числе «Таланты и поклонники», долго не могли проникнуть на сцену. Описанные в них нравы «влиятельных людей» слишком близко касались действительности.

Например, со скандалом была связана постановка в нашем театре пьесы «На всякого мудреца довольно простоты», которая впервые прошла на Нижегородской сцене 10 декабря 1868 года. Спектакль зрители встретили с обидой и даже возмущением. В своей статье «Два слова о нынешнем Островском», опубликованной в «Нижегородских губернских ведомостях» (1868, № 51), Александр Гациский задавался вопросом «куда девалась самобытность писателя?», полагая, что Островский как драматург только тогда «в своей тарелке», когда создает произведения из купеческого быта. А зрители, те же нижегородские купцы, рассуждали так: «Какая невидаль: один подлец умный проводит десять таких же подлецов глупее себя! Ничего нет интересного». Многие даже не поняли содержания пьесы…

До 1890-х годов пьесы А.Н. Островского ставились в театре от случая к случаю, если не брать во внимание гастроли столичных актеров. Но какие это были гастролеры! Великие русские артисты М.С. Щепкин, Н.Х. Рыбаков, Г.Н. Федотова, Л.П. Никулина-Косицкая, П.А. Стрепетова, М.Н. Ермолова.

Н.И. Собольщиков-Самарин
Н.И. Собольщиков-Самарин

Ситуация с постановкой пьес Островского меняется только в 1892 году, когда в театр приходит Н.И. Собольщиков-Самарин – великолепный актер, режиссёр, театральный деятель, впоследствии один из первых в провинции народных артистов РСФСР. При Собольщикове-Самарине театральные сезоны до 1899 года можно назвать сезонами Островского.

В сезон 1894-1895 годов в театре играют уже три пьесы Островского: «Василиса Мелентьева», «В чужом пиру похмелье», «Красавец-мужчина».

В следующем сезоне – плюс две пьесы: «Светит да не греет» и «Женитьба Белугина».

Затем (в 1896-1897 гг.) появляется ещё 5 новых названий: «Гроза», «Бесприданница», «Без вины виноватые», «Последняя жертва» и «Лес».

А в сезон 1897-1898 годов в репертуаре театра – 12 пьес Островского, из них 9 новых постановок: «Бешеные деньги», «Трудовой хлеб», «Правда – хорошо, а счастье лучше», «Женитьба Бальзаминова», «Не всё коту масленица», «Доходное место», «Бедность не порок», «Тяжелые дни», «На бойком месте». Прекрасная, невиданная картина для провинциального театра!

А всё потому, что А.Н. Островский был самым любимым драматургом Собольщикова-Самарина. Кстати, постановки имели большой успех у публики. И в этом тоже заслуга Н.И. Собольщикова-Самарина, который серьезно занимался укреплением труппы: в её составе появилось много талантливых артистов, а слабые, наоборот, ушли. Сформировался стройный, сильный и разнообразный по амплуа актерский ансамбль.

Николай Иванович Собольщиков-Самарин не только ставил пьесы Островского, но и сам блистательно в них играл – высокий, статный, с крупным выразительным лицом, с красивым голосом, он был одним из лучших в России исполнителей Несчастливцева («Лес») и Белугина («Женитьба Белугина»).

Конечно, репертуар театра во многом зависит от того, кто им руководит, от предпочтений антрепренера, художественного руководителя, главного режиссёра. В 1899 году Н.И. Собольщиков-Самарин уезжает из Нижнего Новгорода, и если первые 3 года после его отъезда пьесы Островского ещё сохраняются в репертуаре, то потом практически совсем исчезают.

«Бедность не порок»
«Бедность не порок»

Но… в 1924 году Н.И. Собольщиков-Самарин возвращается в наш театр, став его худруком, – и в репертуар возвращается Островский. За 20 лет (с 1924 по 1944 год) Николай Иванович ставит спектакли, прославившие Нижегородский театр на всю страну, в их числе пьесы А.Н. Островского «Горячее сердце» (1924), «Лес» (1927), «Волки и овцы» (1928), «Доходное место» (1931), «Без вины виноватые» (1933), «Сон на Волге» (1941), «Бедность не порок» (1944).

«Волки и овцы»
«Волки и овцы»
«Лес»
«Лес»

Н.И. Собольщиков-Самарин был сторонником классических постановок Островского, но он никогда не препятствовал экспериментам других режиссеров. И в 1930 году, под влиянием «модного» в те годы социологизма и формализма, работавший тогда в нашем театре талантливый и своеобразный режиссёр Ефим Александрович Брилль впервые поставил на Нижегородской сцене «Грозу» как экспериментальный спектакль – в новом истолковании. Режиссёр поменял местами сцены, явления, сместил акценты. Катерина у Брилля была представительницей «темного царства», а «светлым лучом» – изобретатель-самоучка из народа Кулигин. И хотя замысел спектакля решительно расходился с добролюбовским пониманием великой драмы, к разбитой режиссёром на 3 части пьесе давались на экране «киноэпиграфы» – цитаты из статьи Добролюбова. В итоге… победил Островский.

Народный артист РСФСР Николай Левкоев
 
Народный артист РСФСР Николай Левкоев

Исполнитель роли Кулигина («луча света») народный артист РСФСР Николай Левкоев в своей книге «Глазами артиста» вспоминал: «Катерину играла Зинаида Минаева, актриса яркого трагедийного темперамента, а поскольку роль содержала в этом плане возможности огромные, она ими пользовалась в полную меру и была Катериной Островского, а не Брилля, и моего Кулигина она забивала напрочь».

Огромные возможности для исполнителей дают все персонажи Островского. Пьесы Островского – актерские. Даже эпизодические роли хороши, и их с удовольствием исполняли и исполняют на сцене нашего театра народные и заслуженные артисты.

        К 200-летию со дня рождения А.Н.Островского, изображение №8

В постановке 1970 года «На всякого мудреца довольно простоты» небольшую характерную роль Турусиной с радостью и особенным успехом у публики играла народная артистка СССР Антонина Николаевна Самарина, а роль Крутицкого – народный артист России Вацлав Янович Дворжецкий…

«Гроза»
«Гроза»

Пьесы А.Н. Островского всегда присутствуют в репертуаре нашего театра. В 90-е годы прошлого века, сложные для культуры, когда театрам надо было выживать и сцены заполонили «коммерческие спектакли», на нашей сцене в 1995 и 1997 годах ставятся «Гроза» и «Лес» Островского – очень необычные, яркие постановки, о которых зрители до сих пор вспоминают с любовью и восхищением.

В XXI веке на сцене театра появляются спектакли «На всякого мудреца довольно простоты» (2007 год) и «Доходное место» (2010 год).

«Доходное место»
«Доходное место»

За спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» на II Межрегиональном театральном фестивале-конкурсе имени Н.Х. Рыбакова коллектив театра получил Диплом в номинации «За лучший актерский ансамбль» (г. Тамбов, 2008 год).

«На всякого мудреца довольно простоты»
 
«На всякого мудреца довольно простоты»

В настоящее время в репертуаре нашего театра два спектакля по пьесам А.Н. Островского: «Волки и овцы» и «Правда – хорошо, а счастье лучше».

«Волки и овцы»
 
«Волки и овцы»

«Волки и овцы» в постановке А. Решетниковой уже седьмой год не сходят со сцены нашего театра, обретая всё новых и новых поклонников.

ostr 200 8
 
«Правда – хорошо, а счастье лучше»

Недавняя премьера «Правда – хорошо, а счастье лучше» (постановка 2022 года) успела побывать на двух театральных фестивалях: на II Всероссийском театральном фестивале «Вперед к Островскому!» в Санкт-Петербурге, где нашему театру этим спектаклем было доверено открывать фестиваль, и на VII Всероссийском театральном фестивале «Русская комедия» в Ростове-на-Дону. В Ростове коллектив театра получил награды в нескольких номинациях: заслуженные артистки России Тамара Кириллова и Елена Суродейкина награждены Дипломом фестиваля в номинации «Лучшая женская роль», а заслуженный артист России Сергей Блохин награжден Дипломом фестиваля в номинации «Лучшая мужская роль».

Конечно, это современные спектакли, с разными режиссерскими трактовками, но в них есть главное – бережное отношение к тексту Островского, сохранение самобытности его языка, смыслов и акцентов, заложенных автором.

Зрительный зал никогда не пустует на спектаклях по пьесам великого русского драматурга, который актуален, интересен и любим. А значит, имя Александра Николаевича Островского всегда будет стоять в афишах и нашего театра, и всех других театров страны. Сколько бы лет и веков ни прошло.

Текст: Тамара Яровикова

Фото: Валерия Авдеева, а также из архива Нижегородского театра драмы

Версия для слабовидящих