1568 18 Заслуженный деятель искусств России режиссёр Семен Эммануилович Лерман, славившийся своим блестящим чувством юмора и талантом стихотворца, после сотрудничества с Маргаритой Петровной в постановке «Укрощения строптивой» в 1980 году, написал ей такое посвящение:

«Я уж запомнил навек

Вот где собака зарыта:

Редкий у нас человек

Редькина Маргарита!»

Сегодня у художника-гримера Маргариты Петровны РЕДЬКИНОЙ, действительно человека редкого таланта, неподражаемого и харизматичного,– юбилей: 55 лет трудовой, творческой деятельности в Нижегородском театре драмы. С любовью и бесконечным уважением поздравляем, дорогая Маргарита Петровна!

На работу в Горьковский академический театр драмы Маргарита Редькина была принята 13 ноября 1968 года реквизитором в реквизиторский цех (который впоследствии возглавила), в 1977-м перешла в парикмахерский, где трудится по сей день и которым заведовала более 20 лет (с 2001 по 2023).

Маргарита Петровна говорит, что в театр попала случайно, узнав о вакансии. Но… человек культуры, она всё-таки неслучайно пришла именно в театр, поскольку в своё время окончила Кировское культпросветучилище. Служение культуре было и остаётся для неё главным делом жизни. Театр для Маргариты Редькиной стал всем – любимым местом работы, родным домом, неотъемлемой частью судьбы. «Я, наверное, за эти 55 лет больше времени провела в театре, чем дома, с семьёй», – признается Маргарита Петровна.

Переоценить значение профессии гримера-постижера в театре, искусстве перевоплощения, невозможно. В отличие от кино, в театре дело гримера-постижера более сложное и ювелирное. Ведь в кино изначально требуется достаточно большое соответствие внешности артиста его герою, иначе актера просто не берут на роль. А в театре гример-постижер должен сделать так, чтобы утвержденный на роль артист внешне абсолютно соответствовал сценическому образу. И Маргарита Петровна виртуозно умеет «состарить» артиста или «омолодить», превратить его в известный всем персонаж или, наоборот, «в фантастическое существо», наделить определенными чертами характера или темперамента, сделать смешным, добрым или злым. Работая в тесном контакте с режиссёрами и сценографами, Маргарита Петровна высокопрофессионально, четко и умело воплощает их концепции, при этом творчески подходя к «лепке характеров»: привносит своё видение, предлагает свои варианты. В итоге режиссёры и художники неизменно признательны и благодарны Мастеру за сотрудничество, за талант.

За 55 лет службы в театре при её непосредственном участии придумано бесчисленное количество сценических образов в сотнях спектаклей, её золотыми руками сделаны тысячи разных причесок, десятки париков, шиньонов, бород и усов. Учитывая, что каждый парик, шиньон или бакенбарды индивидуальны, каждый предмет делается «под актера», можно представить, сколько труда и души вкладывает Маргарита Петровна в каждый спектакль. Благодаря Маргарите Петровне, её большому таланту постижера, в нашем театре много натуральных шиньонов, париков, у всех артистов имеются натуральные шиньоны и локоны в цвет волос – а это большая редкость на театре.

Маргарита Петровна с особой любовью работает над «фантазийными» спектаклями, где необычные грим и парики («Господа Головлёвы», «Макбет», «Верона. Послесловие»), над классическими постановками («Вишневый сад», «Правда – хорошо, а счастье лучше», «На дне», «Три сестры»), где нужны сложные прически. Ей интересна сложная, необычная работа, потому что чем сложнее, тем больше простора для фантазии, тем для Маргариты Петровны интереснее.

Она искусно справляется с портретным гримом, когда актера надо сделать похожим на историческую личность, которую он играет. Её замечательную работу зрители видят в спектакле «Третья правда, или История одного преступления», где в содружестве с актерами, режиссёром и художником Маргарита Петровна сотворила узнаваемые образы Толстого и Столыпина.

Человек интеллигентный, вежливый и предельно скромный, Маргарита Петровна безотказна во всём, что касается работы или помощи коллегам. Она всегда готова поделиться своим богатым опытом, дать добрый совет, поработать вместе с костюмерами, подстраховать реквизиторов. Маргарита Петровна очень бережно и любовно относится к артистам. Если видит, что актер волнуется перед премьерой, обязательно найдет нужные слова, чтобы разрядить обстановку. У неё прекрасное чувство юмора может пошутить остро, метко, но всегда по-доброму.

«Она очень знающий, интересный и мудрый человек. И очень светлый, создающий теплую, доброжелательную атмосферу. С ней работать – одно удовольствие», – так отзываются о Маргарите Петровне коллеги.

Проработать в театре 55 лет и при этом так, что о тебе говорят только хорошее – о твоём мастерстве, профессионализме, человеческих качествах, – это настоящий «театральный знак качества». Самого высокого достоинства.

Дорогая Маргарита Петровна! Коллектив театра от всей души благодарит Вас за Ваш талантливый, самоотверженный, преданный труд-служение. Сердечно поздравляем Вас с замечательной юбилейной датой, значимой для всего театра. Вы удивительный человек и прекрасная женщина, поражающая красотой, стройностью, бесконечным обаянием и активностью. Желаем Вам крепкого здоровья, внимания и теплоты, много-много дней и лет, богатых только на добрые события! Мира, счастья и благополучия всем Вашим родным, близким людям.

Версия для слабовидящих