Что чувствует человек, попавший с передовой, где в бою подо Ржевом погибло две трети его части, в Москву, живущую почти мирной жизнью? В город, в котором есть учёба в вузе, прогулки по набережным, кафе, где подают коктейли, танцуют, влюбляются…
Другая жизнь
С изумлением смотрит на эту жизнь герой спектакля «Отпуск по ранению», поставленного питерским режиссёром Ириной Зубжицкой по повести Вячеслава Кондратьева в Нижегородском театре драмы. Неожиданный приезд сына с войны полностью меняет понимание жизни для его матери (Елена Суродейкина). Ни голод, ни бомбёжки, ни многочасовой труд не дали ей того осознания войны, что пришло, когда увидела она остановившийся взгляд сына, ставшего чужим, непонятным и резким. Она не решается даже его приласкать. За скупыми словами и жестами героя — Владимира Канаева (Валентин Омётов) угадывается мучительное осознание недавних событий на фронте. Отчаянный лейтенант в тишине родного дома понимает: часть его роты погибла по его вине.
Быт тыла
Но и в тылу живётся непросто. Карточки, очереди, барахолка. С новой стороны герой видит друзей, подросших соседских пацанов, стремящихся на фронт, влюблённую в него Юльку (Мария Мельникова), ради встречи с ним идущую на войну. Володька начинает понимать и инвалида, в жизни которого не осталось радостей. И друга, из-за увечья не имеющего возможности воевать. Понимать прорвавшегося под видом раненого в очередь за пивом рабочего, который впервые с начала войны получил возможность немного отдохнуть от круглосуточной работы на заводе, выпускающем танки. Девушку Тоню (Маргарита Баголей), встреченную в кафе. Влюбившись, он рассказывает ей самое сокровенное. Сколько правды, боли и безнадёжности в этой любви. Герои на сцене переживают десятки её оттенков и заставляют зрителей проживать эту любовь вместе с ними.
А детали в спектакле говорят иногда больше, чем действие. Лейтенант выбрасывает свой ватник, на котором осталась кровь убитого им немца, не в силах рассказать матери, что произошло. Обменять его на кусок хлеба для него немыслимо. Эффектно сделан эпизод с проходом танков по улицам города с завода на фронт. Очень эмоционально точно показано прибытие эшелона, где Володька встречает своего сержанта. В клубах пара перед нами за пару минут показана целая жизнь — воспоминания о бое, неожиданная радость от встречи и осознания жизни, скорбь по ушедшим, расставание, настоящее военное братство. Солдаты, возвращающиеся из госпиталей на войну, щедро делятся своими пайками с незнакомым Володькой просто потому, что он — военный товарищ их товарища. Такой же солдат, как и они, который не сегодня, так завтра может оказаться в таком же эшелоне.
Награда. За что? За войну…там все заслужили, только давать уже было некому…
Из книги Вячеслава Кондратьева «Отпуск по ранению».
Многое в малом
Ещё одна особенность спектакля в том, что опытные и заслуженные артисты играют в нём эпизодические роли. Посетители «Коктейль-холла», прохожие, солдаты. Взглядом, жестом, поворотом головы они создают для зрителя эффект его присутствия в Москве весной 1942 года. В спектакле много небольших, но точных и правдивых зарисовок людей военного времени. Вот 90-летняя старушка, внучка героя Бородинской битвы, принесла цветы к памятнику Пушкину (Елена Сметанина). Неуверенная походка как контраст с силой её слов о вере в победу, в русского солдата, во все времена защищавшего Родину и побеждавшего в битвах. Разговор с ней — один из самых сильных эпизодов спектакля. А вершина его — сцена объяснения Володьки с женой убитого в бою товарища (Наталья Кузнецова). Потрясающий по драматизму диалог. Как сложно найти силы для того, чтобы сказать правду. Ещё сложнее принять её и навсегда утратить надежду. И вдвойне сложнее эту надежду отнять — особенно у себя самого.