Есть ли у вас дома шкатулочка с семейным архивом? Такая, в которой собраны фотографии, письма, милые сердцу безделушки, свидетельства о рождении и браке? Вот и у семьи Борозовских есть. Правда, документы там, как оказалось, не все… История о поисках брачного свидетельства превратилась в первый премьерный спектакль сезона Нижегородского театра драмы «Брачный договор».
 
В поисках
 
Эту историю придумал израильский писатель и драматург Эфраим Кишон, а поставила режиссёр Алла Решетникова. Перед зрителем — уютная квартирка еврейской семьи. Единственная дочь немолодой супружеской пары, умница и красавица Аяла (Марина Львова) готовится к свадьбе. Жених — педантичный и сдержанный молодой учёный Роберт (Валентин Омётов) требует, чтобы семья невесты предоставила ему брачное свидетельство родителей, потому что без него его ещё более педантичная матушка ни в коем случае не разрешит ему жениться. Вот тут-то и начинаются поиски документа, в процессе которых семья Борозовских начинает сомневаться в том, что он вообще когда-нибудь существовал.

Жениться на жене
 
Классик еврейского юмора Кишон нанизывает одну нелепую ситуацию на другую, и вот уже мирная почтенная семья существует на грани то ли свадьбы, то ли развода. Зритель сразу же погружается в быт патриархальной еврейской семьи, в котором жена Шифра (Елена Суродейкина) до содрогания боится вызвать недовольство мужа — сантехника Элимелеха Бен Цур Борозовского (Сергей Блохин) и готова на всё, только бы ему услужить. А привыкший к такому повиновению муж воспринимает всё как должное, выходит из себя из-за малейшего изменения обеденного ритуала. Словно мячик перебрасывают эмоции друг другу артисты. То вспыхивая, то остывая от словесных баталий, исподволь раскрывая перед зрителем историю любви своих героев, начавшуюся четверть века назад. До бумаг ли было Элимелеху, скакавшему по берегу на лошади с букетиком фиалок для любимой? Да и доказывать что-то кому-то в родном кибуце (сельскохозяйственной коммуне с общностью имущества) было не надо. Обещал секретарь добыть свидетельство для юных влюблённых — значит и добыл. Ведь они же любят друг друга!
 
Любили… А любят ли сейчас? Это и выясняют герои на протяжении всего спектакля. Трогателен перешагнувший свою гордость Элимелех, в парадном костюме явившийся с букетом цветов делать предложение. жене. Великолепна гордая Шифра, решившая проучить мужа, который без бумаги и мужем-то не считается, значит и прав приказывать не имеет.
Каждая жена обязана выйти замуж за своего мужа.
Догнать любовь
 
А на фоне этой любви перед зрителем раскрывается другая. Случайная встреча Буки (Андрей Соцков), члена кибуца, в котором жили родители Аялы, и самой Аялы превращается в страсть. И вот уже дежурный поцелуй Роберта не идёт ни в какое сравнение с горячими объятиями простого парня. Своеобразная комедия положений ведёт влюблённых через множество смешных ситуаций.
 
Апофеоз спектакля — финальный танец, где все его участники, слившись в едином порыве, лихо, пылко и зажигательно танцуют под, наверное, самую знаменитую еврейскую песню на свете «Хава нагила». Не зря переводится она как «Давайте радоваться». И эта радость передаётся зрителям. А навязчивая мелодия преследует их по пути домой, одних заставляя мурчать её под нос или станцевать прямо перед театром несколько па, а других — ещё и ещё раз вспомнить забавных героев этой истории и задуматься над тем, что важнее — настоящая любовь или бумага, в которой эта любовь проштампована.
 
Справка «НП»
 
В Израиле не существует такого учреждения, как ЗАГС. Брак заключает раввин, он же выдаёт брачный договор — ктубу. Жених и невеста должны предъявить ктубу своих родных как доказательство, что они родились в законном браке и не являются «мамзерами» — незаконнорождёнными.
 
Ольга Севрюгина
Автор фото: Георгий Ахадов
 
Версия для слабовидящих